Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя". - Пауло Коэльо

Работы Сергея Черкасова вызывают у меня чувство абсолютной детской радости. Они чисты, наполнены воздухом и светом. А еще они дарят мне то, чего очень не хватает жителю современного мегаполиса - чувство безмятежности и покоя.

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова
Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова

Спящий на подоконнике кот, васильки в вазе, окошко, за которым брызжет синим летнее море, маяк в утренней дымке - ничего выдуманного, бездушного.

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова

Очень импонируют мне и работы художника с элементами «ню». В них нет нарочитой навязчивой эротики. Напротив, девушки, которых он изображает, и сами не знают от том, как они красивы. Художник фиксирует их легкие тела, несколько угловатые жесты, как будто подчеркивая в них едва намечающуюся, но ещё не родившуюся женственность. Лица на этих работах лишь слегка намечены или вовсе не видны, но тем не менее ты совершенно ясно ощущаешь и прелесть юности, и романтическую атмосферу влюбленности.

Живопись — это ощущение. Тайна должна быть, не говоря уже о мастерстве". - Сергей Черкасов

Когда Сергей Черкасов говорит о вечности, это не значит, что он хочет навязать зрителю своё понимание мира. Вечное для него - весеннее солнце и веточка рябины, брошенная на берегу рассохшаяся в трещинах лодка и медленно ползущий сквозь утреннюю дымку трамвай... Мир, который легкой кистью художника помещён прямо в мое сердце.

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова

"Лет десять назад, когда началась перестройка, депрессии у меня начались серьезные. Было лето, пришлось за водой идти, и когда я под ногами шуршание травы услышал, то подумал - вот она, вечность. И с каждым шагом становилось легче на душе. Именно тогда я сделал одно из величайших открытий своей жизни - суть его в том, что самые главные события мирового значения у меня во дворе происходят. Не в Кремле, не в Белом доме, а у меня во дворе: идет снег, лист осыпался, дождь пошел, ветерок гуляет. Это важнейшие события на планете Земля! Все остальное сочиняют политики. И когда я это открытие сделал, один искусствовед сказал мне: «У тебя в работах появилось чувство вечности» ( из интервью с Сергеем Черкасовым).

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова

"У меня много книг японской поэзии. Одна вещь просто покорила: "Ставлю предмет в полдень осенний, И смотрю, как образуются тени".

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова

Тень абстрактна. Тень - это не сам предмет, а только его отражение. Вырви предмет и смотри только на тень, как в зависимости от положения солнца она меняется. Этот поэт имел время и возможность наблюдать. Он был самым первым абстракционистом, на которого я наткнулся".

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова
"Токио - удивительный город. Там очень много камня, а среди камней не так уж здорово жить. Что сделали японцы?
художник Сергей Черкасов
художник Сергей Черкасов
При строительстве они очень умело стали использовать стекло. Стекло отражает небо, а кирпичи образуют абстрактные тени, таким образом, не сходя с места,  утром, днем и вечером вы можете видеть как бы три разных города. Море и небо - стихии, которые дают движение. От движения туч, положения солнца, от дождя в момент меняется вид стен.  Я получил огромное удовольствие! Вообще удовольствие получаешь, если делаешь открытие. Каждый должен в жизни делать свои маленькие открытия.

Не будет открытия, не будет и картины. Работать нужно на пределе, выжимать из себя все: нужны месяцы тяжелого труда".

"Я много занимался акварелью. Заложить небо - это самое сложное. Небо не требует второго мазка. Холст можно править, дописывать, а акварель такой возможности не дает. Если мелодия есть - работа состоялась, нет - в корзину."

Прикосновение к вечности в живописи Сергея Черкасова

"Ци Байши сказал: "Молодые художники очень торопятся, а им прежде всего нужно научиться очень точно определять количество земли и неба". Фраза эта - на уровне великих мудрецов. Проведи одну линию, отмерь количество земли и неба. Если проведешь линию горизонта низко, получится очень торжественно. Низкий горизонт всегда торжество: этим приемом очень хорошо владел Тициан. Он Богоматерь писал без касания земли. Это божественно, когда нет земли! А высокий горизонт выражает подавленность. Вот об этом Ци Байши и говорил."

(Из интервью с Сергеем Черкасовым).

Автор текста: Karand'ash